|
Новости участников проекта |
|
|
Международная научная конференция «Государство, Церковь, общество: исторический опыт и современные проблемы» открылась в Москве
11.04.2005
11 апреля в Москве, в Президентском зале Президиума Российской Академии Наук открылась Международная научная конференция «Государство, Церковь, общество: исторический опыт и современные проблемы». Конференция приурочена к 15-летию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Его Святейшество направил организаторам и участникам форума приветственное послание:
Уважаемые организаторы и участники Международной научной конференции «Государство, Церковь, общество: исторический опыт и современные проблемы»!
Уже не первый раз тема взаимоотношений Церкви и государства, Церкви и общества обсуждается ведущими учеными, политиками, церковными и государственными деятелями. Церковь Божия – не от мира сего, так же, как ее Господь, Христос – не от мира сего. Но Он пришел в этот мир, "смирив" Себя до его условий, – в мир, который надлежало Ему спасти и восстановить. Церковь должна пройти через процесс исторического кенозиса, осуществляя свою искупительную миссию. Ее целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира.
Мир же на протяжении многих веков управляется государством в разных его формах — от самого примитивного и до крайне сложного, имеющим различные институты, предусматривающим взаимный контроль различных ветвей государственной власти, видимые и невидимые центры принятия решений. История Церкви на протяжении двух тысячелетий — это во многом история ее отношений с государством, будь то римские императоры, средневековые князья или демократии нового времени.
Церковь всегда отчетливо осознавала коренное различие церковного и государственного начал в жизни человечества, ибо природа Церкви одна, а природа государства иная. Церковь есть прообраз Царства Небесного, а ее глава Господь наш Иисус Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин 18. 36). Но, сознавая это, Церковь никогда не ставила своей задачей сопротивление государству, борьбу с ним. Сын Божий, владычествующий землей и Небом (Мф 28. 18), через вочеловечение подчинил Себя земному порядку вещей; повиновался Он и носителям государственной власти. Распинателю Своему Пилату, римскому прокуратору в Иерусалиме, Господь сказал: "Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше" (Ин 19. 11). В ответ на искусительный вопрос фарисея о позволительности давать подать кесарю Спаситель сказал: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф 22. 21).
Раскрывая учение Христово о правильном отношении к государственной власти, апостол Павел писал: "Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение… Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь" (Рим 13. 1-7). Апостолы учили христиан повиноваться властям независимо от их отношения к Церкви. В апостольский век Церковь Христова была гонима и местной иудейской властью, и государственной римской. Это не мешало мученикам и другим христианам тех времен молиться за гонителей и признавать их власть. Одновременно христиане осознают земной, временной и преходящий характер власти, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания. Сознают и опасность абсолютизации государства, расширения границ земной власти до полной автономии от Бога и установленного Им порядка вещей, что может привести к злоупотреблениям властью и даже к обожествлению властителей. Если говорить о базовых принципах взаимоотношений Церкви и государства, то их можно определить как систему разграничений полномочий.
Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. Даже если Церковь обращается к государственной власти с призывом употребить власть в тех или иных случаях, право решения остается за государством. Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами.
В православной традиции сформировалось определенное представление об идеальной форме взаимоотношений между Церковью и государством. Поскольку церковно-государственные взаимоотношения – явление двустороннее, то идеальная форма исторически могла быть выработана лишь в государстве, признающем Православную Церковь народной святыней, - иными словами, в государстве православном, в Византии. В своей совокупности эти принципы получили название симфонии Церкви и государства. Суть ее составляет обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. В 6-й новелле святого Юстиниана сформулирован принцип, лежащий в основе симфонии Церкви и государства: "Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое (священство, церковная власть) заботится о божественных делах, а второе (царство, государственная власть) руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни". Классическая византийская формула взаимоотношений между государственной и церковной властью заключена в "Эпанагоге" (вторая половина IX века): "Мирская власть и священство относятся между собою, как тело и душа, необходимы для государственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства".
Однако симфония в Византии не существовала в абсолютно чистой форме. На практике она подвергалась нарушениям и искажениям. Церковь неоднократно оказывалась объектом цезарепапистских притязаний со стороны государственной власти. Взаимоотношения церковной и государственной власти в русской древности были более гармоничными. Впрочем, отступления от канонических норм также имели место (например, правление Ивана Грозного или столкновение царя Алексея Михайловича с Патриархом Никоном). Что касается Синодальной эпохи, то несомненное искажение симфонической нормы в течение двух столетий церковной истории связано с ясно прослеживаемым влиянием протестантской доктрины территориализма и государственной церковности на российское правосознание и политическую жизнь. Попытку утвердить идеал симфонии в новых условиях, когда империя пала, предпринял Поместный Собор 1917-1918 годов. Но исторические условия были таковы, что ни о каких нормальных церковно-государственных отношениях не могло быть и речи. Советской властью было провозглашено отделение Церкви от государства, но это решение было принято не ввиду поликонфессиональности населения страны, а потому, что государство связало себя с антирелигиозной идеологией. Это решение в условиях тоталитарной власти привело к гонениям на Церковь, многочисленным репрессиям.
В современном мире государство обычно является светским и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. Нельзя понимать принцип светскости государства как означающий радикальное вытеснение религий и из всех сфер жизни народа, отстранения религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишения их права давать оценку действиям властей. Этот принцип предполагает лишь известное разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга. Сотрудничество государства с Церковью ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Однако, как правило, государство сознает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм — тех самых, которые необходимы и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви. Религиозно-мировоззренческий нейтралитет государства не противоречит христианскому представлению о призвании Церкви в обществе. Однако Церковь должна указывать государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни. В осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ Церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства. Она также вправе ожидать, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию.
В свою очередь, Церковь должна уделять главное внимание не системе внешней организации государства, а состоянию сердец своих членов. Посему Церковь не считает для себя возможным становиться инициатором изменения формы правления, а Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 года подчеркнул правильность позиции о «непредпочитательности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин». Архиерейский собор 2000 года, основываясь на 81-м Апостольском правиле, гласящем, что «Не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народныя управления, но не упустительно быти при делах церковных», запретил участие священнослужителей и канонических церковных структур в политической борьбе.
Мнение Русской Православной Церкви о соработничестве Церкви и государства в нынешний исторический период были сформулированы на Архиерейском Соборе 2000 года в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Это миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами; забота о сохранении нравственности в обществе; поддержка института семьи, материнства и детства; духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ; деятельность по сохранению окружающей среды; охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, наука, здравоохранение; противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества. Традиционной областью общественных трудов православной Церкви является печалование перед государственной властью о нуждах народа, о нравах и заботах отдельных граждан или общественных групп. Такое печалование, являющееся долгом Церкви, осуществляется через устное или письменное обращение к органам государственной власти различных ветвей и уровней со стороны соответствующих церковных инстанций.
Вопросы церковно-государственных отношений и сегодня остаются актуальными для большинства стран, насущны они и для России. Поэтому столь важны серьезные научные исследования, конференции и симпозиумы с участием священнослужителей, действующих политиков и государственных служащих. Уверен, что и данная конференция внесет свой вклад в изучение этой проблемы. Желаю вам, уважаемые участники конференции, плодотворной и интересной работы.
+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Состоялось Первое пленарное заседание Международной научной конференции «Государство, Церковь, общество: исторический опыт и современные проблемы»
Первое пленарное заседание открылось докладом «Взаимоотношения Русской Православной Церкви и государства в XX в. (1917-1990 гг.): правовой аспект», с которым выступил прот. Владислав Цыпин, профессор МДА, председатель Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви. В своем докладе о. Владислав сделал исторический обзор правового положения Церкви после падения монархии и на протяжении всего периода коммунистического власти в нашей стране.
«Уже Временное правительство рядом актов о ликвидации воскресно-приходских школ, а также провозглашением Закона Божия факультативным предметом сделала решительный шаг в сторону неконфессионального государства. Воинственно-атеистическая власть большевиков, захвативших власть в октябре 1917 г., стала проводится в жизнь неожиданно энергично и быстро», – отметил о. Владислав.
Говоря о Поместном Соборе Русской Церкви 1917-1918 гг., докладчик подчеркнул, что несмотря на то, что Собор старался в своих постановлениях не воспроизводить формы церковно-государственных отношений Синодального периода, он не смог адекватно отреагировать на действия новой власти, т.к. «пытался решать принципиально вопрос о взаимоотношениях, отвлекаясь от сложившейся ситуации, иными словами, предлагал идеал своих представлений, а не реальность взаимоотношений». Новая государственная власть, естественно, «нисколько не сообразовывать в своей религиозной политике с соборными определениями», – сказал о. Владсилав. Более того, «после выхода указа об отделении Церкви от государства и Церкви от школы Церковь не получила прав юридического лица». В дальнейшем, положение Церкви только ухудшались, в силу богоборческой природы самой власти, хотя иногда репрессии в отношении Церкви приостанавливались, как это было, к примеру, во вторую половину периода Великой Отечественной войны. В целом, по мнению отца Владислава Цыпина, Церковь на протяжении всего периода Советской власти «находилась в бесправном положении, подвергаясь тотальному контролю и притеснениям со стороны центральных и местных органов власти». И лишь «Закон о свободе совести», принятый в октябре 1990 г., ознаменовал кардинальные перемены в правовом существовании Русской Православной Церкви и других религиозных организаций в СССР. Согласно этому закону, Церкви предоставлялась возможность иметь собственность, вести активную общественную деятельность и т.д.
Затем выступил председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы ФС РФ С.А.Попов с докладом на тему «Законодательные аспекты регулирования государственно-конфессиональных отношений».
С.А.Попов отметил: «За последние 15 лет в корне изменилась вся система взаимоотношений государства и религиозных организаций. Государство не декларирует монополию на веру и идеологию, мы стали светской страной. Отделение религиозных организаций от государства – это не устранение их от жизни общества. Оно, напротив, создает предпосылки для нормального развития всех российских конфессий».
Как подчеркнул С.А.Попов, несмотря на то, что все религиозные объединения в России равны перед законом, за Русской Православной Церковью признается ведущее место в истории и современной жизни России.
С.А.Попов также рассказал об основных направлениях работы по изменению религиозного законодательства, которая проводится сейчас в Государственной Думе России. Среди наиболее значимые из них докладчик указал: внесение поправок, способствующих реализации прав граждан на религиозное образование; создание законодательной базы, регулирующей деятельность религиозных школ как одной из форм среднего образования; регулирование деятельности иностранных миссионеров через центральные органы религиозных организаций, к которым они принадлежат.
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИВИ РАН, председатель Научного совета РАН «Роль религии в истории» А.В.Назаренко в своем докладе «Церковь и государство в Древней Руси (соотношение церковных и политических структур)» изложил проблему зависимости деления Русской Церкви на епархии в домонгольский период от политического деления Древней Руси на княжества.
С докладом на тему «Модель отношений Церкви и государства на православном Востоке и латинском Западе» выступил Н.Н.Лисовой, кандидат философских наук, старший научный сотрудник ИРИ РАН, вице-председатель Императорского Православного Палестинского общества. Он рассмотрел истоки парадигм церковно-государственных отношений в Православии и католицизме.
«Отделение Церкви от государства возможно лишь в рамках католической парадигмы, но ни в коем случае не православной... В 1054 году произошло отделение Римской Церкви от православного византийского государства» – отметил докладчик. На Востоке же Церковь никогда не мыслилась без государства, но всегда существовала в государстве. На Западе же, напротив, Церковь воспринималась как надгосударственная структура.
В ходе первого Пленарного заседания с докладами также выступили ректор Папского Григорианского университета в Риме Джанфранко Гирланда («Богословское понимание Церкви как юридически автономного института в ее взаимоотношениях с гражданским обществом. Историческое развитие»); доктор философских наук, профессор МГУ, президент Международного Фонда Единства православных народов В.А.Алексеев («Церковно-государственные отношения и национальный аспект: история и современность»); проректор по научной работе МДА протоиерей Владимир Шмалий («Концепция человеческой личности в православном богословии XX века»); доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой религиоведения Российской Академии госслужбы при Президенте РФ О.Ю.Васильева («Государственная политика в области взаимодействия с религиозными объединениями: проблемы концептуальных подходов») и другие.
| Проголосовало: За - 0, против: 0. Общий рейтинг: 0
|
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «Проект «Епархия»», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: history.eparhia.ru
Все новости раздела
|