В Санкт-Петербурге продолжает работу выставка «Резная икона: живая традиция»
16.10.2010
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
В Государственном музее истории религии проходит III выставка "Резная икона: живая традиция", которая будет открыта по 30 ноября. В этом году спонсором выставки выступил интернет-проект "Best Change", осуществляющий постоянный мониторинг обменников России и предоставляющий самые актуальные данные по всем электронным валютам.
На совместной выставке Государственного музея истории религии и мастерской Рашида и Инессы Азбухановых представлены образцы резной иконы от XVII до начала XX вв из фондов музея и работы двух современных мастеров – Рашида и Инессы Азбухановых.
В православном церковном убранстве с самых ранних времен широко использовалась деревянная резьба. Резные иконы, расписанные красками или сохраняющие фактуру натурального дерева, служили молельными образами и часто являлись храмовыми святынями. "Иконы на рези" именовали их древние летописи.
Считается, что объемные изображения не характерны для русской культуры. Действительно, восточное христианство не очень благоволило к скульптуре, предпочитая ей живопись. Объемные изображения не раз переживали официальные запреты Святейшего Синода, в 1722 пытался их запретить Петр I, а в 1832 году – Николай I. Но если к скульптуре церковь относилась категорически отрицательно, то более благосклонно она воспринимала резную икону, занимавшую как бы промежуточное место между скульптурой и живописью.
Образцами "икон на рези" служили сюжеты живописных икон, литых старообрядческих, книжные миниатюры. Это рельефные образы Иисуса Христа, Богоматери, изображения святых. Наибольшее распространение в резной деревянной пластике Древней Руси получил образ святителя Николая Можайского, получившего свое название по явлению в городе Можайске во время осады его татарами в конце XIV в. Святой Николай изображается как грозный защитник русских городов, с мечом в правой руке и крепостью или храмом – в левой.
Музей представляет резные иконы, представляющие разные региональные центры, в том числе такие крупные, как Киево-Печерская Лавра, Соловецкий монастырь. Широко представлены произведения, выполненные мастерами духовного центра Русского Православия – Троице-Сергиевой Лавры. На выставке можно увидеть несколько превосходных работ династии мастеров Хрустачевых, создававших свои шедевры в конце XIX-начале XX веков.
Искусство резной иконы, пришедшее из глубины веков, сохраняя свои мотивы, символы, композиции, сейчас переживает второе рождение, приобретая современное звучание в произведениях талантливых мастеров Рашида и Инессы Азбухановых. Глядя на образы, рожденные резцом и талантом двух наших современников, понимаешь: традиция жива. Традиция продолжается.
| Проголосовало: За - 2, против: 0. Общий рейтинг: 2
|
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «Проект «Епархия»», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: history.eparhia.ru
Все новости раздела
|