Выставка «Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV - начала XX века» открылась сегодня в Музее имени Андрея Рублева
21.09.2004
МОСКВА. Выставка "Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV - начала XX века" открылась во вторник, 21 сентября, в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Как сообщили в оргкомитете экспозиции, она посвящена 30-летию со времени проведения в стране первой после революции выставки икон из личных коллекций, которая прошла в 1974 году именно в музее Андрея Рублева.
"Нынешняя выставка подводит своеобразный итог собирательству икон в нашей стране за последние 30 лет. За эти годы выросло новое поколение коллекционеров и заметно расширились хронологические и тематические рамки их интересов. Такой большой выставки частных собраний у нас еще не проводилось", - подчеркнули в оргкомитете.
Экспозиция включает более 150 икон, 12 резных деревянных скульптур и два изделия лицевого шитья из 33 личных собраний. Экспонаты выставки отражают основные стилистические направления и этапы развития иконописи в России на протяжении семи столетий. Это уникальные памятники XIV-XV веков, связанные с иконописными традициями Москвы, Ростова, Новгорода, Пскова, Твери; произведения царских мастеров XVI-XVII столетий; иконы, отражающие все многообразие художественных центров и направлений XVIII-XX веков. В выставке участвуют коллекционеры из Москвы, Ярославля и Рыбинска, передает РИА "Новости".
К открытию выставки в Москве издан каталог "Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV - начала XX века". "Еще одна особенность экспозиции и каталога состоит в том, что из коллекций отбирались памятники, до этого нигде не выставлявшиеся. Это сюрприз для всех ценителей русской иконописи", - отметила заведующая сектором экспертизы музея Ольга Никольская. По ее словам, более половины из описанных в каталоге и выставленных коллекционных икон прошли экспертизу именно в музее Рублева. Репродукция каждого экспоната сопровождается в каталоге описанием иконографии, происхождения и степени сохранности иконы.
Самый древний образ - "Спас Нерукотворный" конца XIV века, происходящий из Ростова и хранящийся в собрании Владимира Логвиненко. Одна из самых поздних икон - "Спас Златые Власы" 1905 года, предположительно работы Михаила Дикарева - одного из самых известных иконописцев рубежа XIX-XX веков. Интересно, что образ Спаса, хронологически открывающий и закрывающий выставку, является символом Спасо-Андроникова монастыря, на территории которого расположен музей имени Андрея Рублева.
Одной из наиболее примечательных икон организаторы выставки и авторы каталога называют "Пострижение в великую схиму". Подобных сюжетов исследователи до сих пор не встречали. На иконе последовательно изображен чин пострижения, причем в центре иконы стоит не старец, а схимонахиня. Образ датирован XVI веком и, возможно, происходит из Покровского монастыря.
Первый в XX веке каталог икон из частных собраний был выпущен к первой подобной выставке, которая прошла в 1913 году и была посвящена 300-летию Дома Романовых. Крупноформатное издание содержало около 150 черно-белых репродукций. Второй альбом коллекционных икон был издан ко второй выставке из частных собраний, которая состоялась уже при советской власти, в 1974-75 годах. В нем было представлено менее 80 икон.
Нынешний каталог икон из частных коллекций является третьим по счету. В нем около 250 страниц. Тираж этого каталога, как и его предшественников, составляет 500 экземпляров. Поскольку книга предназначена в основном для коллекционеров, то на продажу в музее поступят только около 200 экземпляров.
Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия"
| Проголосовало: За - 0, против: 0. Общий рейтинг: 0
|
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «Проект «Епархия»», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: history.eparhia.ru
Все новости раздела
|