Приветственное послание организаторам и гостям выставки направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В течение нескольких столетий Московское государство являлось единственной державой, которая несла на себе груз забот о Православии в других странах, по большей части находившихся под игом иноверцев. Не на пустом месте возникло представление о Москве как о «Третьем Риме», ибо таково было в те столетия предназначение Руси – сохранить истинное Православие и укрепить его.
В томящийся под турецким игом Константинополь и на Святую Гору Афон, в монастыри и церкви Ближнего Востока постоянно шли пожертвования от Русских государей, которые и во внешнеполитических делах всегда стремились отстоять жизненно важные интересы Православной Церкви. Как знаки глубокой благодарности России в царские сокровищницы привозились ответные дары – православные святыни и реликвии. Они веками бережно собирались и сохранялись в ризницах Кремлевских соборов. И сегодня посетители выставки «Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле» имеют уникальную возможность увидеть сохранившиеся до наших дней эти замечательные православные памятники, являющиеся одновременно и шедеврами искусства.
Духовным центром всей экспозиции являются две чудотворные иконы Божией Матери – «Донская» и «Пименовская», с которыми неразрывно сопряжены важнейшие события русской истории. Прославление Донской иконы Божией Матери связано с победой русских войск под предводительством святого Димитрия Донского на Куликовом поле, а также с военными походами царя Иоанна Грозного. Перед ней в Успенском соборе Коломны молился царь, отправляясь в знаменитый Казанский поход. Она участвовала и в Полоцком походе Иоанна Грозного в 1563 году. В 1591 году для ограждения Москвы от нашествия хана Казы-Гирея был совершен крестный ход с Донской иконой, а в самый день битвы она находилась среди воинских рядов и обратила татар в бегство. В благодарность Пресвятой Богородице за ее милость, явленную через Донскую икону, царем Феодором Иоанновичем был основан Донской монастырь.
О Пименовской иконе Божией Матери из «Книги степенной царского родословия», сообщающей о чуде мироточения от нее (под 1404 годом), известно, что образ этот был привезен из Константинополя в Москву митрополитом всея Руси Пименом.
В летописных и житийных сказаниях Русские цари и великие князья часто назывались «благоверными» и «боголюбивыми», и эта экспозиция еще раз свидетельствует об истинности этих определений, о высоком чувстве ответственности русских самодержавцев за сохранение и ограждение от врагов Православной веры.
АЛЕКСИЙ,
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ
И ВСЕЯ РУСИ
Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия"