«Дорогие братья и сестры, вступая в Великий пост, я прочитаю молитвы перед началом Великого поста, в которых мы будем испрашивать благословения Божия, чтобы с честью каждому из нас пройти спасительное поприще поста, принести покаяние Господу о вольных и невольных грехах. В этих молитвах даются примеры покаяния: они показывают, как нужно каяться, как нужно проверять и осознавать свои согрешения пред Господом, надеясь на милосердие Божие в спасительном деле обновления наших душ покаянием и молитвой, которую мы возносим в продолжение Великого поста. Помолимся, чтобы Господь благословил каждому из нас достойно пройти Святую Четыредесятницу».
Перед совершением чина прощения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь о прощении обид и посте:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Стоим мы с вами, дорогие братья и сестры, на пороге Великого поста.
Святая Церковь на протяжении трех недель готовила нас к достойному вступлению на поприще поста, покаяния и сугубой молитвы. В эти приготовительные недели мы многократно за субботними Всенощными бдениями в канун Великого поста слышали песнопение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Далее в покаянном песнопении говорится: «На спасения стези настави мя, Богородице». Мы просим, чтобы с помощью Пречистой Богоматери Господь наставил нас на путь спасения, на путь покаяния.
Нам давался пример покаяния в лице мытаря, который стоял в храме, и, по притче Христовой, не смел глаза свои поднять к небу, но ударяя себя в грудь говорил: «Боже, милостив буди мне грешному».
Во вторую приготовительную неделю к Великому посту в притче о блудном сыне нам дается пример того, как человек, который расточил наследство, уйдя во страну далече, одумался и в душе своей сказал: «Пойду к отцу моему и скажу ему: “Отче, я согрешил перед небом и перед тобою, я недостоин называться сыном твоим, но сделай меня хотя бы одним из рабов твоих”». C этим чувством покаяния он проделал долгий путь из далекой страны и вернулся к своему отцу. А отец, видя его возвращающимся с пути греха, принял его с любовью, одел его в одежды праздничные, велел заколоть тельца и радовался, потому что сын его был мертв и вновь ожил. Эта евангельская притча говорит нам о том, что и мы, удаляясь от воли Отца Небесного во страну далече, часто забываем исполнять волю Господа нашего. Церковь призывает нас последовать примеру блудного сына, который пришел в себя и вернулся к своему отцу.
В песнопении, готовящем нас к поприщу Великого поста, говорится: «Множества содеянных мною лютых помышляя». То есть вспоминаются наши грехи. И в Евангельском чтении накануне поста говорится о том, что всем нам придется дать ответ за пройденный нами жизненный путь. И первое, за что спросит с нас Господь – это Христова любовь по отношению к ближнему. Как мы проявили ее в своей жизни? Господь взыщет с нас: «Я был голоден, и вы не напитали Меня; я жаждал, вы не напоили Меня; я был странен, вы не приняли Меня; был болен и был в темнице, и вы не посетили Меня». Когда, Господи, мы видели Тебя алчущим или жаждущим или странным или больным или в темнице, и не посетили тебя? Но Господь скажет: «Вы не сделали этого одному из малых сих, ближних своих, значит, не сделали и Мне».
Так готовила нас Церковь ко Святой Четыредесятнице в приуготовительные недели перед Великим постом.
Сегодня особый день – день Прощеного воскресенья. В Евангельском чтении за Божественной литургией сегодня говорилось: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6. 14). Этот древний обычай примириться друг с другом в Прощеное воскресенье, не формально, а именно с теми, кого мы обидели, огорчили, не приняли, не разделили его скорби, печали и болезни, кого мы вольно или невольно обидели словом (а ведь словом можно и убить человека), кого мы осудили, видя сучок в глазу ближнего своего, не замечая бревна в своем глазу, как образно говорится в Евангелии (Лк 6. 41).
В молитве Господней мы часто повторяем слова: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». То есть мы просим у Господа прощения наших согрешений, обещая, что мы простим «долги наша» ближним: их обиды, их огорчения. Тогда только Господь простит и наши согрешения. Сегодняшний день дает нам замечательную возможность примириться друг с другом, примириться не ради одного лишь обычая – с первым встречным, а поискать того человека, которого мы осудили или обидели, кому мы не помогли в трудную минуту его жизни. Первый день Великого поста называется Чистым понедельником, потому что мы должны чистыми, примиренными войти в спасительное время Великого поста. И я еще раз призываю всех вас, дорогие братья и сестры, к сознательному взаимному прощению тех людей, которых мы огорчили, обидели, осудили.
Нужно взаимно простить и тех, кто у нас будет просить прощения за свои обиды, за свои огорчения, за то, что они осуждали нас. Если это будет путь взаимный, то тогда, действительно, мы примиренными вступим на поприще Великого поста – этого особого спасительного времени, которое называется у святых отцов временем весны духовной, когда душа человеческая должна обновляться благодатью Господней.
Может быть, и я кого-то огорчил, обидел, не выслушал, не помог в трудную минуту. Поэтому я прошу всех вас, сослужители мои, дорогие братья и сестры, простите меня за вольные и невольные согрешения мои, чтобы и мне примиренным и с совестью и со всей нашей паствой вступить в поприще Великого поста.
Простите меня, отцы и братия!
А теперь каждый из вас будет подходить к образу Спасителя и Божией Матери и испрашивать благословения на начало Великого поста. Я и владыка Александр будем благословлять тех, которые будут подходить к святым иконам, чтобы Патриаршее и епископское благословение помогло бы вам пройти спасительный путь поста, чтобы нам подойти в великим дням Страстной седмицы в молитвенном настроении и сподобиться той особой духовной радости, которая дается православному христианину в Светлый день Пасхи Христовой».
По традиции, попросив друг у друга и у народа прощения, Святейший Патриарх Алексий, епископ Александр и священнослужители благословили верующих на начало Великого поста.