Мощи святой Елисаветы принесены в Россию
26.07.2004
Послание Святейшего Патриарха в связи с принесением в Россию святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары
Архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с принесением в Россию святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары
Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне, дорогие братья и сестры!
Ныне все мы переживаем великую духовную радость, принимая в наших городах и весях благословенную святыню – честную десницу преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и частицу святых мощей ее верной сподвижницы инокини Варвары.
Великая княгиня Елисавета Феодоровна, как и ее старшая сестра, — последняя Российская императрица Александра Феодоровна, принадлежала к царскому роду. Родившиеся в маленьком немецком городке Дармштадте и воспитанные в традициях Лютеранской церкви, они не могли себе и представить, что когда-нибудь покинут Родину и переселятся в далекий край, где разделят со своими мужьями не только славу и радость, но и великую скорбь и мученическую кончину. Но от Бога стопы человеку исправляются!
В девятнадцатилетнем возрасте юная Елисавета стала женою Великого князя Сергея Александровича и переехала в Россию, где обрела для себя не только новую Родину, но и Православную веру. Постепенно проникаясь глубиной православного вероучения и красотой богослужения, Елизавета Феодоровна по собственному сердечному избранию, присоединилась к Православной Церкви.
Как евангельский купец, обретши многоценный бисер, она все силы своей сострадательной души устремила на помощь всем, нуждающимся в помощи. В стремлении исполнить заповедь Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему, она сумела соединить в своей жизни два рода евангельского служения, два рода любви. С одной стороны деятельную сострадательную любовь к ближнему, с другой — созерцательную молитвенную любовь ко Христу Спасителю. И на этом пути она во многом преуспела. В годы потрясений и мятежей – русско-японской войны, первой революции и волны террора, княгиня вместе с сестрою-Государыней организовывала в залах Кремлевского дворца лазареты и швейные мастерские, где шили одежду для раненных и больных.
Будучи супругой московского губернатора, она деятельно участвовала в жизни Православной Церкви, посещала храмы и монастыри, неустанно хлопотала в разных комиссиях по попечительству над сиротами, посещала воспитанниц дворянских институтов, а свои личные средства тратила на дела широкой благотворительности. Неслучайно именно в эти годы в народной среде ее впервые назвали – «Великой Матушкой».
Трагическая смерть мужа, привела ее к решению оставить светскую жизнь и посвятить себя всецело делам молитвы и милосердия. «Я оставляю блестящий мир ...и восхожу в более высокий мир – мир бедных и страдающих. Я приняла это не как крест, а как дорогу полную света, стремление к которой уже много-много лет назад появилось в моей душе», — писала княгиня в своем дневнике.
На свои средства она приобретает в Замоскворечье старинную усадьбу и основывает в ней Марфо-Мариинскую обитель. Ее трудами и заботами сестер в обители были созданы два храма – Марфо-Мариинский и Покровский, больница, аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом. В обязанности сестер входило посещение больных и престарелых, помощь бедным семьям. Сама Великая княгиня самоотверженно ухаживала за больными, ассистировала при операциях. Она разыскивала в недрах Хитрова рынка и в городских ночлежках заброшенных детей, чтобы накормить и отогреть их в обители, дать им постоянный кров. Вместе с трудами милосердия Елизавета Федоровна вела подвижническую жизнь. В полночь она неизменно вставала на молитву, а потом обходила палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Несмотря на утомление, ее лицо всегда сияло тихим, благодатным светом.
Наступивший 1917 год страшным вихрем революционных потрясений обрушился на нашу многострадальную Родину и положил начало невиданным гонениям на Русскую Православную Церковь. Тысячи и тысячи невинных страдальцев составили великий собор новомучеников и исповедников Российских. Их христианский подвиг, как и подвиг всех пострадавших за Христа в эти годы, навсегда останется для нас образцом служения Богу и верности Матери Церкви. Великая княгиня и сестры Марфо-Мариинской обители продолжали помогать всем страждущим, не разделяя их на друзей и врагов. И бесценной наградой за помощь бедным, больным и сиротам стала всеобщая любовь к ней простого, даже революционно настроенного народа, не утратившего, однако, чуткости к добру и бескорыстию.
Но разрушительные силы зла все более заполоняли Россию и сердца людей, и одной из первых жертв начавшихся гонений стала Августейшая семья и преподобномученица Елисавета. Ее арестовали в апреле 1918 года и вывезли по железной дороге в город Алапаевск. Вместе с ней по крестному пути добровольно отправилась и преданная ей инокиня Варвара (Яковлева). На следующий день после убийства Царской семьи, глубокой ночью 5 (18) июля Великую княгиню Елизавету Феодоровну, инокиню Варвару, вместе с другими членами императорского дома живыми сбросили в шахту заброшенного рудника. Последние ее слова были молитвой за убивающих: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают!» (Лк. 23. 34).
Преподобномученица Елисавета в своей жизни смогла соединить воедино святость благоверной княгини, преподобной праведницы и мученицы за Христа и оставила нам пример жизни по Евангелию. Ее жертвенное служение бедным, больным и сиротам, ее искренняя любовь к Богу и к Православной Церкви, способны и сегодня пробудить души многих наших соотечественников от греховного забытья, напомнить богатым о необходимости служения бедным и обездоленным, а наделенным властью об особой ответственности перед Богом и своим народом.
Верующее сердце не может быть безразличным к славе Церкви Христовой, поэтому и страдания за нее не могут быть забыты. И нам особенно отрадно сознавать, что в год празднования 140-летия со дня рождения святой преподобномученицы Елисаветы и 95-летнего юбилея основанной ею в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия ее святые мощи прибывают в Россию. Мы благодарим всех, кто оказал помощь в этом богоугодном деле. Будем молиться и надеяться, что принесение в Россию святых мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары явится духовным знамением и Божиим благословением начавшему процессу объединения Русской Православной Церкви, дабы всем нам едиными устами и единым сердцем свидетельствовать миру истину Святого Православия.
+ АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
25 июля, исполняя благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Лавра, епископ Дмитровский Александр (Русская Православная Церковь), епископ Бостонский Михаил (Русская Православная Церковь Заграницей), представители Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного и Центра национальной славы России доставили в Москву из Иерусалима мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. В год 140-летия со дня рождения преподобномученицы Елизаветы (1864-1918) и 95-летия основания созданной ею Марфо-Мариинской обители мира и милосердия тысячи православных христиан России поклонятся честным останкам Великой княгини и ее сподвижницы.
Торжественная встреча святынь состоялась за Всенощным бдением в храме Христа Спасителя. В богослужении участвовали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, собор архиереев, священнослужители Москвы, тысячи богомольцев. Во время полиелея Всенощного бдения Преосвященные архиереи встретили честные мощи, привезенные из аэропорта Домодедово. Вместе с российскими паломниками из Святой Земли в Москву прибыли инокини монастыря cвятой равноапостольной Марии Магдалины Русской Православной Церкви Заграницей, где хранятся мощи святых Елизаветы и Варвары, прославивших Имя Божие праведной жизнью и мученическим подвигом. После встречи святынь митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий огласил Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с принесением в Россию святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.
Из храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсиманском саду привезена десница преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны, находящаяся в серебряной раке. Пальцы десницы преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны после извлечения останоков мучеников в Алапаевске были сложены в троеперстии. Эта святыня вместе с рукой инокини Варвары была доставлена на прославление Новомученников Собором архиереев Русской Православной Церкви Заграницей в ноябре 1981 года в Нью-Йорк из Иерусалима после вскрытия гробниц за несколько месяцев до торжества канонизации. Рака с десницей установлена в центре Храма Христа Спасителя для поклонения верующих.
Cо Святой Земли также привезен ковчег, в котором находятся частицы мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары и золотой крест, в основании которого размещены святая земля из Алапаевска и Иерусалима. Ковчег, изготовленный из досок гробов, в которых в 1921 году прибыли из Китая в Иерусалим останки Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары, изготовлен по благословению Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Лавра. Ковчег возложен на престол в алтаре Храма Христа Спасителя. В будущем эта святыня может быть передана Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве после ее восстановления.
Торжества, посвященные принесению мощей преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары, являются первой программой, проводимой совместно Русской Православной Церковью и Русской Православной Церкви Заграницей. Русская Православная Церковь Заграницей предоставила мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары для поклонения российским верующим на полгода.
В Москве святые мощи пробудут до 5 августа. С 25 июля по 31 июля они будут находиться в Храме Христа Спасителя, с 31 июля по 5 августа – в Свято-Даниловом монастыре, куда будут перенесены Крестным ходом. Блаженные останки преподобномучениц также посетят Марфо-Мариинскую обитель, создательницей и настоятельницей которой была Великая княгиня Елизавета. Ежедневно перед честными мощами духовенством московских монастырей и приходов будут совершаться молебные пения.
C 6 по 14 августа святыни посетят города Дальневосточного Федерального округа: Якутск, Анадырь, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток. Во Владивостоке честные мощи святых угодниц будут перенесены в специальный вагон-храм, в котором они продолжат путь по епархиям Русской Православной Церкви, где им будет воздаваться молитвенное поклонение.
Мощам преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары поклонятся православные христиане во многих регионах России, а также в Белоруссии, Украине, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизстане, Азербайджане, странах Балтии. Святыни будут находиться в пределах Русской Православной Церкви до зимнего праздника Собора Новомучеников и Исповедников Российских и в феврале 2005 года вернутся в Иерусалим.
Спец. корр. Седмицы.Ru Ю.Клиценко
Описание ковчега с мощами преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары
Десница (правая рука по предплечье) преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны, находящаяся в серебряной раке в специально изготовленном ковчеге.
Пальцы десницы преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны после извлечения мучеников в Алапаевске были сложены в троеперстии.
Эта святыня вместе с рукой инокини Варвары была доставлена на прославление Новомученников Собором архиереев Русской Православной Церкви Заграницей в ноябре 1981 года в Нью-Йорк из Иерусалима после вскрытия гробниц за несколько месяцев до торжества канонизации.
Ковчег из гробов преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары.
По благословению Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Лавра для исполнения программы принесения святых мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары был изготовлен специальный ковчег.
Он изготовлен из досок гробов, в которых прибыли из Китая в Иерусалим останки Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. В них святые преподобномученицы прибыли из Китая в Иерусалим в 1921 году, где находились в специальном склепе храма Марии Магдалины до 1 мая 1982 года. В этот день, в День Святых Жен Мироносиц и день 100-летия со дня основания Русского Палестинского общества торжественно были перенесены в храм, где находятся до сих пор.
Ковчег имеет размеры 300мм – 300мм – 140мм.
Внутри ковчега размещены два мощевика с частицами мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары, а также золотой крест, в основании которого размещены святая земля из Иерусалима и Алапаевска.
На внутренней стороне крышки ковчега – серебряная икона с ликами преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары, держащих покров над Россией. На клеймах иконы – места, связанные с жизнью и подвигом Великой княгини Елизаветы Феодоровны, подробное описание которых находится на внешних стенках ковчега.
На внешней стороне ковчега сделаны следующие записи:
Фасадная стенка (на церковно-славянском языке):
«Во славу Святой Троицы сделан бысть ковчег сей из дщицъ (досток) и гвоздей гробов, в них же честные мощи святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары священноигуменом Серафимом во святый градъ Иерусалим принесении быша».
Боковая стенка № 1.
Крест-памятник Великому Князю Сергею Александровичу – Марфо-Мариинская обитель милосердия – Владычня – Храм во имя святого Сергия исповедника – Мюнхен – Храм во имя Новомученников Российских – Дармштадт – Храм во имя равноапостольной Марии Магдалины – Новоспасский монастырь – Троице-Сергиева Лавра.
Боковая стенка № 2.
Иерусалим – Храм Гроба Господня – Монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины Гефсимания – Опалиха. Храм во имя преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары – Алапаевск – Монастырь во имя новомучеников Российских – Джондарвиль. Свято-Троицкий Собор – Александро-Невская Лавра.
Задняя стенка ковчега.
Монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины. Иерусалим. Художественно-реставрационные мастерские. Гефсимания. Апрель – июнь.
Материалы – серебро, золото, китайский тик (дерево, из которого сделаны гробы, и которое, как и лиственница, практически не поддается гниению).
По решению РПЦЗ этот ковчег будет передан Марфо-Мариинской обители Милосердия в Москве после ее восстановления.
О святых мощах преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны.
Великая княгиня Елизавета Феодоровна была арестована в Москве 24 апреля (7 мая), на третий день Пасхи 1918 года, в день Иверской иконы Божией Матери. В день ареста Марфо-Мариинскую обитель посетил Святейший Патриарх Тихон, отслуживший там молебен.
5/18 июля 1918, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, Великая княгиня Елизавета Феодоровна вместе с инокиней Варварой была сброшена живой в Нижне-Селимскую шахту, расположенную в лесу в 12 километрах от Алапевска (Алапаевск Верхотурского уезда Пермской губернии находится в 140 километрах к северу от Екатеринбурга). В этот день мученическую кончину обрели еще 6 человек: Великий князь Сергей Михайлович, братья-князья Иоанн, Константин, Игорь Романовы, а также князь Владимир Палей и Федор Ремез.
11/24 октября 1918 состоялось обретение останков в шахте и их захоронение в Свято-Троицком соборе г. Алапаевска.
1/14 июня 1919 по Восточно-Сибирской дороге товарный поезд с останками алапаевских мучеников отправился в Читу.
6/19 августа 1919 останки алапаевских мучников пребывают в Читу и в течение 6 месяцев находятся в Покровском женском монастыре.
26 февраля/10 марта 1920 гроб с телом св. Елизаветы и гробы всех умученных с ней отбыли в Пекин.
21 марта/3 апреля 1920 года прибыли в Пекин, где были встречены главой Русской Духовной миссии архиепископом Иннокентием и погребены на кладбище в новом склепе у храма преп. Серафима Саровского.
4 ноября/17 ноября 1920 при содействии сестры Великой княгини Елизаветы Феодоровны, принцессы Виктории Баттенбергской (маркизы Мильфорд-Хевен), гробы прмц. Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары отправлены пароходом в Шанхай, а оттуда в Порт-Саид (Египет).
До 27 января/9 февраля 1921 года останки находятся в греческой часовне Порт-Саида. Отсюда поездом доставляются в Иерусалим.
15 февраля 1921 прибывают в Иерусалим и находятся в крипте русского храма св. Марии Магдалины в Гефсиманском саду.
21 февраля 1921 года Патриарх Иерусалимский Дамиан совершает чин погребения Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары.
В 1981 состоялось прославление в лике святых Русской Православной Церкви Заграницей в чине священномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. Прославление происходило 31 октября и 1 ноября 1981 года в Синодальном соборе Знамения Божией Матери в Нью-Йорке, где находится кафедра Первоиерха РПЦЗ.
1 мая 1982 года, в день праздника святых жен-мироносиц, состоялось торжественное перенесение гробов с мощами святых Преподобномучениц из склепа-усыпальницы в храм святой Марии Магдалины.
В апреле 1992 года состоялось прославление в лике святых Русской Православной Церкви прославление в чине священномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. Празднование установлено 5/18 июля.
Маршрут принесения мощей преподобномучениц Великой ннягини Елизаветы и инокини Варвары.
Святые мощи преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары будут доставлены в Москву 25 июля 2004 года. С 25 июля по 31 июля они будут находиться в Храме Христа Спасителя, с 31 июля по 5 августа – в Свято-Даниловом монастыре, 5 августа – в Марфо-Мариинской обители.
I этап маршрута (самолет) с 5 августа по 14 августа:
Якутск (около 500 тыс. жит.), Анадырь (около 50 тыс. жит.), Магадан (около 100 тыс. жит.), Петропавловск-Камчатский (около 500 тыс. жит.), Южно-Сахалинск (около 500 тыс. жит.), Южно-Курильск (10 тыс. жит.), Владивосток (около 1 млн. жит.).
II этап маршрута (железнодорожный):
Владивосток – Хабаровск (около 1 млн. жит.), Комсомольск-на-Амуре (около 500 тыс. жит.), Благовещенск (около 500 тыс. жит.), Чита (около 500 тыс. жит.), Улан-Удэ (около 500 тыс. жит.), Иркутск (около 1 млн. жит.), Красноярск (около 1 млн. жит.), Ачинск (около 500 тыс. жит.), Абакан(около 500 тыс. жит.), Новокузнецк (около 1 млн. жит.), Кемерово (около 500 тыс. жит., Томск (около 500 тыс. жит.), Новосибирск (более 1 млн. жит.), Омск (более 1 млн. жит., Ишим (около 100 тыс. жит.), Тюмень(около 1 млн. жит.), Екатеринбург (более 1 млн. жит.), Алапаевск (около 10 тыс. жит.), Екатеринбург (более 1 млн. жит.), Пермь (более 1 млн. жит.), Ижевск (около 1 млн. жит.), Набережные Челны (около 1 млн.
жит.), Уфа (более 1 млн. жит.), Челябинск (более 1 млн. жит.),
Оренбург (около 1 млн. жит.) Ташкент (более 1 млн. жит.), Бишкек,
Самара (более 1 млн. жит.), Ульяновск (около 100 тыс. жит.), Казань
(около 1 млн. жит.), Чебоксары(около 500 тыс. жит.), Нижний Новгород (более 1 млн. жит.), Саранск (более 100 тыс. жит.), Пенза (более 500 тыс. жит.), Саратов (более 500 тыс. жит.), Волгоград (более 1 млн. жит.), Астрахань (около 500 тыс. жит.), Махачкала(около 500 тыс. жит.), Краснодар(около 1 млн. жит.), Ростов-на-Дону (более 1 млн. жит.), Таганрог (около 500 тыс. жит.), Донецк (более 1 млн. жит.),Днепропетровск (более 1 млн. жит.), Запорожье (около 1 млн. жит.), Мелитополь (около 500 тыс. жит.), Симферополь (около 500 тыс. жит.), Севастополь (около 500 тыс. жит.), Николаев (около 1 млн. жит.), Одесса (более 1 млн. жит.), Львов (около 1 млн. жит.), Киев (более 1 млн. жит.), Харьков (более 1 млн. жит.), Белгород (около 500 тыс. жит.), Курск (около 500 тыс. жит.), Воронеж (около 1 млн. жит.), Липецк (около 1 млн. жит.), Рязань (около 1 млн. жит.), Коломна (около 500 тыс. жит.), Владимир (около 500 тыс. жит.), Иваново (около 500 тыс. жит.), Ярославль (около 1 млн. жит.), Вологда (около 500 тыс. жит.), Архангельск (около 500 тыс. жит.), Мурманск (около 500 тыс. жит.), Петрозаводск (около 500 тыс. жит.), Санкт-Петербург (более 5 млн. жит.), Великий Новгород (около 500 тыс. жит.), Псков (около 500 тыс. жит.), Тверь (около 500 тыс. жит.), Смоленск (около 500 тыс. жит.), Брянск (около 500 тыс. жит.), Орел (около 500 тыс. жит.), Тула (около 500 тыс. жит.), Калуга (около 500 тыс. жит.).
Предполагается посещение также Белоруссии, Калиниградской области, Молдавии с Приднестровской Республикой, стран Балтии. Возможны и другие изменения в маршруте.
По материалам сайта Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного
Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»
| Проголосовало: За - 0, против: 0. Общий рейтинг: 0
|
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «Проект «Епархия»», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: history.eparhia.ru
Все новости раздела
|